Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Среда, 22.11.2017, 21:19


Меню сайта

Для слабовидящих

Полезные ресурсы
  • Минобразования Саратовской области
  • Администрация АЭМР

  • КОиМП

    Дневник.ру

    ГИА

    ЕГЭ

    Правовая информация

    Портал госуслуг

    Органы власти-детям

    Год экологии

    Президент детям

    Телефон доверия

    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Поиск

    Форма входа

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Элективный курс для 9 классов
    "Словянские язычества: мир богов, мир людей"
     

    Как мы родной край познавали.

    23 сентября  2012 г. большая группа учащихся нашей школы из  5-а, 5-б, 7-а, 8-а классов   в сопровождении классных руководителей Ситниковой В. В., Бондаренко М. А., Дробышевой Е. В., Асяновой Э. Х., медработника Лихолат Е. Н. и родителей  совершила  необычайно интересную  поездку  в село Лох  Ново-Бурасского района .  Цель поездки: изучение  историко-культурного наследия и природно-климатических особенностей Саратовского края.

      Сначала  мы увидели необычное, утопающее в красках осени  село Лох, растянувшееся в горной лощине на несколько километров.   Его история начинается с основания сторожевой слободы  Лох, основанной  в 1698г. Возвышающаяся на холме  каменная  церковь во имя Архистратига Михаила была освящена в 1872 году. Строительство велось несколько лет, в 1870 году храм расписывали приглашённые художники. До революции число прихожан достигало 6000 верующих, в штате  прихода  состояли два священника, дьякон и два псаломщика. В годы советской власти в здании  церкви был размещён колхозный склад зерна.  В 1950-е годы были сняты купола, планировалось снести колокольню, однако гусеничному трактору удалось сорвать только верхнюю часть звонницы. В настоящее время здание, в котором частично сохранилась роспись на потолках и стенах, находится в аварийном состоянии, именно поэтому мы не решились войти  в храм.  Но даже полуразрушенная  церковь производит впечатление. 

    Затем мы подъехали к   старинной  деревянной постройке с надписью «Памятник архитектуры». Это водяная мельница, которая  по преданию  была построена в 1865 году. 
         К сожалению,  изюминка мельницы – водяное колесо сломано и валяется в 2-3 метрах в русле пересохшего канала. В остальном же все внутреннее содержание характерное  для ветряных и водяных мельниц прошлого века   произвело на нас, людей неравнодушных к оригинальным инженерным решениям и к историческим экспонатам,  большое впечатление.  Мы исследовали первый и второй этажи здания, а особенно любопытные поднялись  по полуразрушенной лестнице и на третий этаж.

    Затем мы в сопровождении местных  экскурсоводов отправились   к Кудеяровой пещере. Наш путь проходил через лесной массив. Мы наслаждались чудесной природой: чистейший воздух, пахнущий осенней листвой, грибы. Поднимаясь на  Кудеярову гору, мы нашли дерево  черноплодной рябины и подкрепились  ее  плодам, набрали грибов,  увидели уползающего от нас ужа. И конечно, не забывали отмечать, как красив наш Саратовский край! 

    А далее, началась самая экстремальная часть нашего путешествия - знакомство с Кудеяровой пещерой.   По всей Волге знают люди имя Кудеяра.  По одним сказаниям это был татарин- разбойник, грабивший население, по другим опальный барин, скрывавшийся от гнева царя Грозного, по третьим - Кудеяр был братом Ивана Грозного.
    Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.
    Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола  реки Соколки  были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.
    Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу,  которую обложили камнем.
    У  Кудеяра  был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить  с Меркуловой горы на  Кудеярову через  дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, а  Сим оборвался и упал в долище.  В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.  Мы пили  ледяную чистую воду из родника, она отличается ярко выраженным привкусом железа.
    Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.
    Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.
    На все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел.  Многие кладоискатели  пытались отыскать клад  Кудеяра,  но пока увы…  Наверное поэтому родилась новая легенда:  золотой ключ от железных дверей, скрывающих клад  Кудеяра,  лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник .                                                            Мы много набрали воды, но ключ не нашли!

    О пещере. До нее дошли с трудом через густой лес, а затем спускаясь  по крутому спуску.  Вход в пещеру.  Он оказался не такой уж и большой, чтобы попасть внутрь,  надо пригнуться.  Внутри  холодно, изо рта идет пар.  Вся пещера представляет собой ходы в каком-то грунте, очень похожем на смесь глины и песка.  Все стены покрыты каким то рисунком рыжего цвета,  надписями типа «Здесь был Вася».    Кое-где на потолке растут непонятные растения типа мха. Идет главный коридор, по которому надо  передвигаться  согнувшись, периодически приходилось даже на корточки приседать, чтобы пройти под низким сводом. От главного коридора иногда встречаются ответвления разного размера.  Вышли на свет  и увидели какой потрясающий вид открывается с этого места. Ручей, который течет внизу, окружен двумя цепями холмов с каждой стороны. Пещера по одну сторону, и мы стоим около нее. Сквозь растущие рядом деревья далеко внизу видна  местность,  откуда  мы пришли  сюда, а на противоположной стороне такой же холм, покрытый ярко-желтой листвой.      Спуск с горы был отдельной историей: круто,  интересно. Многие из нас проверили на прочность свои кроссовки, кто-то растерял ранее собранные грибы, а кто-то потирал ушибленные коленки.                                                                                                                                         Но пещера это еще не все, что  впечатлило нас.  Речушка Соколка,  бурная и ледяная, как все горные реки, удивила нас своим ярко-желтым цветом. Это объясняется тем, что в ней содержится  большое количество окиси железа, поэтому камни, бревна в реке окрашены в желтый цвет. Поэтому Соколку еще называют «саратовская Хуанхэ».  Завершилось наше пребывание в селе Лох вкусным обедом: шашлык с картофельным пюре, компот, бананы, булочки. Было вкусно, ведь обедали на открытом воздухе, рядом с мельницей. Мы довольны нашим путешествием: много впечатлений и позитивных эмоций!

    Авторы статьи: Бондаренко М. А., Ситникова  В. В.
     

    При подготовке статьи использованы источники:

    1. Клуб научного туризма СГУ
    http://www.sgu.ru/ogis/club/kudeyar/legend.html

    2. Архивные и краеведческие материалы, собранные по программе "Гермес" под руководством Н.М. Малова и В.А. Лопатина

    3.Большая Саратовская Энциклопедия.

    Фотографии в альбоме


    Рекомендации по созданию презентаций по истории и обществознанию
    Презентация "Тепло славянской избы"

    В качестве примера можно рассматривать этот материал, но в оформлении есть моменты, которые не совсем оправданы. Предлагаю обсудить, как сделать эту презентацию такой чтобы она соответствовала основным критериям, учитывала средства показа и т.д.

     

     

     


     

     

     

    24/03/2011
    Для учащихся 11-б и 11-в классов

    01.10.2010

    Задание по обществоведению для 10-а класса (экономистам). Ответы жду 5 октября, оценки ставлю сразу же!

     

    Назовите профессии, которые безвозвратно исчезли из нашей жизни. Почему это произошло?                                                                                                                                                          Назовите профессии, которые появились совсем недавно, но просуществовали недолго.Каковы причины их ранней " смерти"?                                                                                                    Назовите профессии, за которыми ,на ваш взгляд, будущее . Почему?
    Ребята, не теряйте шанс получить дополнительно хорошую оценку! Жду ваших ответов 5 октября.
     

    Домашнее задание по истории, обществознанию и праву.

    Срок выполнения задания до 26 ноября!

     

    Задания по истории: 

    10-г класс: параграфы с8 по11 включительно.
    11-а класс: параграфы с 8-11. 
    11-б класс: параграфы с 5 по 10 включительно.
    9-а класс: параграфы 9-11.
     
    Задания по обществознанию:

    9-а класс: пар.32, 33.   
    10-б,в классы: парагр. 9-14.       
    11-б класс: парагр.8-14.
     
    Задание по праву для 11-б класса: парагр. 4-8.

    Желаю успеха!

     

     


    Бондаренко Марина Анатольевна приглашает к сотрудничеству 11Б и 11А классы. 

    Задания для 11-б класса. Выполнить до 22 ноября.
     

     

     

    Обществознание: 
    Прочитайте параграф №7 и ответьте на вопросы 4 и 5 на странице 76. 
    Подбирайте иллюстративный материал для проектного урока по темам" Этнос и нация , Межэтнические отношения и нац. политика", кот. состоится через 2 недели.
     
    Право:
    Напишите эссе по предложенному высказыванию Ш. Монтескье: "Самая жестокая тирания-та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости" .
    Выполняя задания помните, что нужно использовать  правоведческие термины ,  опираться на знания истории,  факты общественной жизни, свой жизненный опыт. А главное- должна быть серьезная аргументация своей позиции. 
    Успеха!!!!!!!!!!!!
     
    Задание для 9-а и 9-в классов по краеведению. Выполнить до 22 ноября.
     В 1590г. вы прибыли с князем Г. Засекиным на "закладывание "города Саратова. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном. (вспомните  выбор места, скорость строительства, необходимость в Саратове и т. д.) Успеха!!!!!!!!!!!!!
     
     
    Задание для 10-г класса.Выполнить до 22 ноября.  
    В чем состоит историческое значение крещения Руси? Для правильного ответа прочтите параграф 8. Успеха!!!!!!!!!!!!!!!!!


    Задание 11 б классу:

    Это задание вам необходимо выполнить до 30.09.2009 и отправить на e-mail: 
    http://bondarenkomaran@gmail.com

    Н.Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" так выразил свое отношение к реформе освобождения крестьян: 
    "Порвалась цепь великая, 
     Порвалась и ударила
     Одним концом по барину
     Другим по мужику".

    Напишите эссе на тему: "Трудности освобождения".

     


     

     

    Задание для любимого 11-б класса по обществознанию. 

    Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанный и достигаемый статусы. Какой из своих статусов считаете главным? Чтобы правильно ответить на мои несложные вопросы, достаточно вспомнить содержание  параграфа 5 и мое объяснение на уроке. Удачи!